Китоврас – Славянский Бог храбрости и разума
Китоврас – славянский Бог храбрости и разума, которые гармонично сочетаются в его внешности получеловека-полуконя (кентавра). Так, людская половина соответствует мудрости, а животного – смелости.
Китоврас ни при каких условиях не позволит, чтобы эти качества начали мешать друг другу: смелость никогда не будет безрассудна, а ум не даст проявлять излишнюю осторожность в принятии решений.
Согласно древней славянской легенде, когда-то Боги решили покарать людской род и наслали на землю дождь из камней. Однако, после они поняли, что допустили огромную ошибку и захотели прекратить свое наказание, но самостоятельно сделать этого не смогли.
Потому и было принято решение с помощью заклинаний породить нового Бога славянского пантеона, защищающего людей от каменного дождя. Так был создан Китоврас – смелый конь и мудрый человек в одном теле, у которого были крылья, чтобы он мог летать по небу, и лук с не заканчивающимися стрелами, сбивающий камни и не дающий попадать им в людей.
За это наши предки и полюбили Китовраса, признав его одним из самых могущественных Богов. К нему всегда можно было обратиться в беде, а он приходил на подмогу по первой просьбе, по первому зову.
Как выглядит Китоврас
Славянский Бог мудрости и храбрости Китоврас в представлении людей выглядел, как кентавр – конь с мускулистым человеческим телом, начинающимся от пояса.
По славянским поверьям, он четырежды в год меняет свой образ: зимой – это серый в яблоках конь с головой человека, увенчанной белокурыми волосами, и лицом с белой бородой, практически седой. Весной – гнедой с русыми волосами, летом у Китовраса – светло-рыжий окрас и рыжеволосая голова, а осенью он предстает в виде вороного брюнета.
Взгляд его карих глаз глубок, что указывает на великий разум Китовраса. Также у него есть крылья, но видимы они только тогда, когда божество стремительно летает по небу.
Предназначение Китовраса
Китовраса можно увидеть в любом месте – на море, небе и земле, где требуется его помощь. Этого Бога тяжело назвать добрым, он, скорее, грозен, но справедлив, всегда встает на защиту нуждающихся в нем, но может покарать и провинившихся как перед собой, так и перед окружающими.
Китоврас нетерпим к излишней наивности, приводящей к печальным последствиям, и неоправданной осторожности и нерешительности. Хотя негативно он относится и к тем, кто постоянно умничает и безрассудно рискует.
Часто Китовраса можно было увидеть на поле боя, притом, как на земле, так и на воде, с луком в руках, стрелы которого разят наповал врага. На земле Бога сопровождал серый волк, на небе – горный орел, а в морской пучине – синий кит. Эти животные помогали Китоврасу во всем, являясь ценными помощниками в своих стихиях.
Но не только в военное время появлялся этот славянский Бог, – его можно было заметить и во время конфликтов среди ссорящихся людей, готовых ради спора на рукоприкладство или даже убийство. Приходил на помощь Китоврас и в тех случаях, когда нужно было разрешить спор между соседями или родственниками.
По представлениям наших предков, все свое свободное время Китоврас проводит в дремучем лесу, в тени деревьев. Поэтому если у человека были какие-то спорные вопросы, он мог прийти в лес, лечь под дерево и в тишине поразмышлять над своей проблемой.
Как правило, в этот момент появлялся Бог разума и нашептывал мудрый совет. А если у пришедшего были проблемы, – свистел в расписную глиняную свистульку, звук которой отгонял все неприятности. Главное в лесу – не бояться Китовраса, ведь у него только хорошие намерения в отношении тех, кто пришел к нему за советом.
Как почитали Китовраса древние славяне
День, посвященный Богу Китоврасу, отмечается трижды в год – в начале весны, в середине лета и в конце осени.
В это время наши предки шли в чащу дремучего хвойного леса, находили вековую корабельную сосну и перекапывали около нее землю, в которую после втыкали остроконечные ветки с поломанными макушками.
Когда все было готово, главный брал заранее принесенный сноп овса и поджигал его. Пепел после него нужно было развеять по ветру – это было подношение для горного орла. Затем поджигали второй сноп, пепел которого зарывали в землю, – это знак уважения для серого волка. А последний сноп был предназначен для синего кита – пепел относили в воду.
У древних славян считалось, что так можно было проявить почтение и уважение не только к животным Китовраса, но и к самому Богу.
Чаще всего у Китовраса просили храбрости и разума, как для всего народа, так и для кого-то лично.
Перед битвой наши предки проводили специальные ритуалы и обряды, прося у Китовраса защиты и смелости. Для этого все воины шли к сосне, стоящей в дремучем лесу, и самый старший из них брался правой рукой за ствол. Затем за него брался меньший по рангу воин и т.д. Когда все держались за руки, старший произносил такие слова:
«Китоврас, защити нас от врага лютого, от врага злобного. Не оставь нас в страшный час, дай смелости и разума для нас. Восхваляем тебя, и твоего горного орла, а также синего кита да серого волка. Помогите нам дать отпор врагам!»
После этого старший воин убирал руку от сосны, и брался за руку самого младшего, чтобы замкнуть круг, которым трижды обходили вокруг сосны. Затем сжигали три снопа овсяных колосьев. Пепел от них каждый воин ссыпал себе за пазуху. Считалось, что он может уберечь от удара меча и укола стрелы.