Оборотень в славянской мифологии
Оборотень – одно из мифических существ славянской мифологии, в которого продолжают верить люди и по сей день.
Это человек, который мог перевоплощаться в животное. Чаще всего, по легендам древнеславянской мифологии, перевоплощение происходило в волка. Таких оборотней называли волколак или волкодлак.
Для того, чтобы стать волколаком, нужно было провести специальный обряд, а кроме того, обладать особенными талантами, иметь немало заслуг в боях, соблюдать законы предков и заповеди славянских Богов, а еще заботиться о продолжении своего рода.
Вообще, древние славяне почитали волков. Был даже своеобразный культ этих хищных животных. Наши предки считали, что это идеальный охотник, который может передвигаться бесшумно и мгновенно поражать свою жертву. В то же время, волк никогда не тронет слабого и не нападет первым.
Также перевоплощение могло произойти в медведя. Такой оборотень назывался бералак. Он имел как преимущества, так и недостатки по сравнению с оборотнем волком. Минусом бералака была неповоротливость, но зато силы было намного больше.
Нередко в славянской мифологии встречается и кошка в роли образа животного для перевоплощения. Такие оборотни не были воинами и никогда не сражались. В них превращались мудрецы и ведуны, когда нужен был совет высших сил, и появлялась необходимость быстро перемещаться в пространстве. Таких оборотней называли кошколак.
В славянской мифологии есть упоминания и о превращениях в птицу, в лисицу, в рысь, и других животных.
Древние славяне верили, что оборотнем может стать как мужчина, так и женщина. Есть немало легенд, в которых ведуньи обладали даром перевоплощения, даже несколько женщин-волчиц упоминаются в славянской мифологии. В «Повести временных лет» рассказывается про величайшее мастерство оборотня, которым обладал князь Олег. Он мог стать и животным, и птицей.
В славянских легендах встречаются упоминания, что оборотнем становились и в результате наказания. Если человек провинился, то его могли обратить в медведя, лисицу, волка, росомаху и против его воли. В зависимости от тяжести проступка, наказание могло назначаться на несколько дней, лет или даже пожизненно.
Интересно, что древние славяне не относили оборотней к силам Тьмы. Они верили, что даже проклятый человек, который несет эту кару до конца своего существования, может держать мощь и эмоции под контролем.
Все зависело от опыта и силы воли, а также достигалось постоянными тренировками. Нужно было не позволить животным инстинктам возобладать над силой человеческого разума.
Также в славянской мифологии есть упоминания о снятии проклятия. Оборотень, который своими поступками доказывал, что искупил вину, мог снова стать обычным человеком или же получить способность самостоятельно решать, когда ему перевоплощаться в животное. Такие мифические существа путем самосовершенствования выходили на более высокий уровень и могли превращаться даже в неодушевленные предметы, а также в стихии.
Есть много сказов о том, как оборотень вставал на защиту своего рода от врагов, превращаясь в стихию и сметая все на своем пути. Только вот после таких битв защитник чаще всего тоже погибал от истощения.
Очень важно, что славянским оборотнем нельзя было стать через укус. Многие путают в этом плане славянскую мифологию с другими культурами, в которых оборотничество считалось болезнью. У наших предков это было или проклятием, или великим даром.